Голографическое телевидение станет реальностью. Голографический телевизор и новый метод голографии


При помощи новой технологии скоро появится реалистичное голографические телевидение.

Новую технику голографии, способную запечатлеть объект в естественных цветах, разработали физики из Японии.


Мало того, трёхмерные объекты можно будет увидеть даже в обычном дневном белом свете. Создание полноцветной голограммы основано на использовании плазмонов - квазичастиц, которые представляют собой коллективные колебания свободного электронного газа. С помощью этого метода и стало возможно создание голографических мониторов - подобных тем, что использовали герои «Звездных войн», да еще и полноцветных.


Напомним, что созданием голограмм физики занимаются с 60-х годов прошлого века. В основе записи голограммы лежит процесс интерференции двух световых волн с похожей частотой. Тогда в определенной области пространства складывают две волны. Одна из них идет непосредственно от источника (опорная волна), а другая отражается от объекта записи (объектная волна). Если в этой самой интерференционной области поместить, например, фотопластинку, то на ней возникает сложная картина полос потемнения, которые соответствуют распределению электромагнитной энергии в этой области пространства. После же данную пластинку нужно осветить волной, близкой к опорной. При этом пластинка преобразует ее в волну, близкую к объектной. Таким образом, мы будем видеть такой же свет, какой отражался бы от объекта записи. То есть объемную картинку.




В современных условиях при создании для записи изображений на тонкую пленку из серебра используются два лазера. Они воздействуют на пластинку с обеих сторон. Неудивительно, что при такой технологии запечатленная в объеме картинка всегда будет того же цвета, что и отражающий лазер. И она всегда синяя или зеленая. Самые известные примеры: защитные голограммы на банковских картах и денежных купюрах.


Сегодня японские ученые из Лаборатории нанофотоники Института физико-химических исследований RIKEN пошли другим путем. Как и в случае с обычными голограммами, физики записывали интерференционную картину при помощи лазеров. Чтобы скопировать нужные цвета объекта, учёные осветили его лазерами трёх цветов: красным, синим и зелёным. Затем изображение записали на фоточувствительную пластину, покрытую тонким слоем металла.

Воссоздавали трёхмерное изображение объекта при помощи обычного дневного света. Он возбуждал свободные электроны в металле, их движение и колебания порождало квазичастицы, называемые поверхностными плазмонами (surfaceplasmon). Плазмоны изменяли световые лучи таким образом, что они, возвращаясь в глаз наблюдателя, создавали реалистичное изображение объекта, сложенное из зелёного, красного и синего излучения, в широком диапазоне углов обзора.

Несмотря на более сложную структуру, эта пленка является достаточно тонкой. Устроена она следующим образом: средний 55-нанометровый слой серебра накрыт с одной стороны тонкой светочувствительной пленкой, а с другой - слоем диоксида кремния. Общая толщина всей конструкции не превышает нескольких сот нанометров.


Ученые обещают, что при помощи данной технологии скоро появятся реалистичное голографические телевидение и фильмы.

Между прочим, главный герой книг Анастасии Новых, Сэнсэй, говорил об этом еще двадцать лет назад (читайте цитату из книги ниже):

Читайте об этом подробнее в книгах Анастасии Новых

(кликните на цитату, чтобы бесплатно скачать книгу целиком):

Но это ещё далеко не предел того, чего можно достичь при помощи нанотехнологий, естественно при разумном их использовании.

А чего ещё можно достичь? - тут же поинтересовался Андрей.

Ну, к примеру, при помощи наноустройств можно будет иметь при себе в миниатюрном виде информацию практически всех библиотек мира и пользоваться ею. Можно без проблем преодолеть языковые барьеры. При обучении качественно изменить способы подачи информации, чтобы человек не зубрил какие-то знания, а именно с интересом познавал. Для моментального людского общения можно поставить на «службу» виртуальную реальность.

О, а как это? - изумился Руслан.

Ну как, захотелось тебе, к примеру, посмотреть футбол вместе с Женей, дабы послушать его комментарии. Для этого тебе будет достаточно просто обменяться с ним сигналами. И ты, и Женя, не выходя из своих домов, при помощи виртуальной реальности будете одновременно находиться друг с другом, а точнее с виртуальной копией друга. Причём смотреть не просто футбол по «допотопному ящику», а присутствовать в трёхмерном изображении, быть реальными зрителями на футбольном поле. У вас будут задействованы не просто зрение, но и все остальные органы чувств, то есть вы будете слышать все звуки, ощущать запахи и так далее.

Ух ты, здорово! - восхищённо промолвил Руслан.

С этими технологиями можно, конечно, сделать прорыв в кибернетике, навести порядок в экологии, ликвидировать то же загрязнение воздуха, воды, почвы. Преодолеть ту же космическую радиацию, сотворить такой композиционный материал для космических кораблей, который не просто будет защищать людей внутри корабля от радиации, но и будет обладать уникальными свойствами, будучи легче пуха, прочнее стали и твёрже алмаза. Простой пример, чтобы вы поняли, что это такое. Если из данного материала изготовить набойку на вашу обувь, толщиной всего в один микрон, то вы за всю вашу жизнь не только её не износите, но даже не сможете поцарапать...

То есть людям будут даны те же знания, что и прошлой цивилизации. Но…

- Анастасия НОВЫХ Сэнсэй IV


Купить товар

Описание:

Голографический телевизор позволяет с помощью специальных технических средств (установленной внутри него оптической призмы, LED панели и пр.) и программного обеспечения (системы Digital 3D Signage) показывать объемные изображения – голограммы, используя обычные 2D видеоролики.


Голографический телевизор формирует внутри оптической призмы изображение обычного видеоролика, преобразуя его в специальный 3D формат. Сформированное изображение с LED панели проецируется на главный оптический элемент голографического телевизора – оптическую призму специальной конструкции. Стекло призмы имеет специальное оптическое покрытие , которое преломляет лучи изображения в центр призмы и формирует 3D изображение парящее «в воздухе». Это изображение можно просматривать со всех сторон и наслаждаться фантастическим эффектом.

Голографические телевизоры выпускаются любых размеров и форм, с оформлением в любые материалы и дополнения. Для их размещения не требуется много места.

Программное обеспечение для голографического телевизора:

Система Digital 3D Signage – это специально разработанное программное обеспечение для показа любого цифрового контента на голографических телевизорах. Это система автоматического конвертирования обычных видеороликов в голографический формат 3D призмы в реальном времени. Данное программное обеспечение позволяет использовать уже существующие обычные видеоролики и выводить без их предварительной адаптации для голографических носителей. Голографический телевизор, используя программное обеспечение Digital 3D Signage, автоматически в реальном режиме времени изменяет видеоролик и выводит его в призму в идеальном 3D формате. Благодаря Digital 3D Signage не нужно изготавливать специальные видеоролики для показа на голографических носителях и соответственно тратить дополнительные средства.

Система Digital 3D Signage также позволяет создавать рекламную сеть национального масштаба. Т.е. сеть голографических телевизоров может управляться с одного общего сервера по сети Интернет.

Преимущества:

– эффект 3D без очков ,

голографические телевизоры имеют сверхлегкий и прочный корпус из металлопластиковых материалов ,

– применен сверхлегкий, прочный материал оптической призмы. За счет этого вес голографических телевизоров удалось снизить в 4 – 5 раз без потерь качественных характеристик,

значительно расширены возможности призмы за счет введения функции функции «Rotate», т.е. один и тот же голографический телевизор можно просто перевернуть на 180 градусов и нажать соответствующую клавишу на беспроводном пульте управления и он будет показывать видеоролики уже в новом положении. Таким образом одну и ту же призму можно использовать как в положении N-Призмы так и в положении V-Призмы, в зависимости от необходимого расположения призмы,

– наилучшее по четкости, насыщенности и цветопередачи изображение,

Веклич А.В,
Ерушевич Д.А,
Борисов Р.А,
Рачек В.Б.

Институт инженерной физики и радиоэлектроники СФУ
660074, Красноярск, ул. Киренского 26.
E-mail: [email protected]

В данной статье рассматривается голография. Изучены принципы работы голографического телевидения. Из анализа технологии выделены перспективы использования технологии. Спрогнозировано появление технологии, доступной для всех.

Ключевые слова: FogScreens, 3D, голограмма, голографическое телевидение

In this article discusses the holography. Studied the principles of holographic television. Due technology analysis highlighted the prospects for the use of technology. It predicts the emergence of technology, accessible to all.

Keywords: FogScreens, 3D, hologram, holographic television

Голография - особый способ записи и последующего восстановления волнового поля, основанный на регистрации интерференционной картины. Она обязана своим возникновением законам волновой оптики - законам интерференции и дифракции. Этот принципиально новый способ фиксирования и воспроизведения пространственного изображения предметов изобретен английским физиком Д.Габортом в 1947 году, за что он получил Нобелевскую премию в 1971 году. Экспериментальное воплощение и дальнейшая разработка этого способа советским ученым Ю.Н.Денисюком в 1962 году и американскими физиками Э.Лейтом и Ю.Упатниексом в 1963 году стали возможными после появления в 1960 году источников света высокой степени когерентности - лазеров.

Методы голографии, запись голограммы в трехмерных средах, цветное и панорамное голографирование и т.д., находят все большее развитие. Она может применяться в ЭВМ с голографической памятью, голографическом электронном микроскопе, голографическом кино и телевидении, голографической интерферометрии и т.д.

Первое объемное телевизионное изображение, полученное на ином принципе, было продемонстрировано Павлом Васильевичем Шмаковым 17 лет назад, дальнейшие перспективы трехмерного телевидения связываются именно с голографией. Разработка таких систем интенсивно обсуждается и, по-видимому, прогрессирует. Так, есть сообщения, что уже в 1967 году будет показан макет коммерческой голографической Разработка технологий голографического изображения объектов ведется по нескольким направлениям. Особенно в этом преуспели американские и японские ученые.

Первым человеком, который смог получить действующую голограмму, стал наш соотечественник, Ю.Н Денисюк. В 1962 году он разработал метод съемки и воспроизведения голограмм, который применяется и в настоящее время. После этого ученые задумались: раз есть статическое объемное изображение, то почему не создать динамическое - голографическое кино? Идея была хоть куда - ведь такое кино дает не иллюзию объемности, а саму объемность и, соответственно, яркий эффект присутствия зрителя в киносцене.

Выделяют четыре направления по разработке технологий голографического телевидения:

Получение голографического телевидения с помощью синхронизированных камер и компьютеров - ведущий телеканала Андерсон Купер провел интервью в режиме реального времени с голограммой знаменитого исполнителя will.i.am, который находился в совсем другом месте. Для этого потребовались усилия компаний SportVu и Vizrt, а так же понадобилось много техники. Человека, проецируемого в студию CNN, одновременно снимали 35 камер высокого разрешения. Камеры совместным потоком передавали сложную картинку в студию, будучи, в свою очередь, синхронизированными со студийными камерами, чтобы не произошло никаких накладок. Кроме того, для большей надежности применялось и инфракрасное сканирование. И после всего этого общую картинку в режиме реального времени обрабатывали сразу 12 компьютеров.

Получение голографического изображения с помощью технологии FogScreens - с помощью двух устройств FogScreens и проектора, который управляет движением двумерных изображений, можно создать два плоских изображения, которые затем трансформируются в трехмерное - его и видит пользователь без всяких специальных приспособлений.

Получение голографического изображения с помощью цветной электронной голографии - голограмма создается на основе интегральной фотографии, когда субъекты снимаются при обычном освещении видеокамерой с объективом, имитирующим устройство фасеточного глаза насекомых. Такой объектив состоит из множества микролинз. Он также используется для демонстрации 3D-изображений.

Получение голографического изображения с помощью трехмерных голографических экранов - сейчас голографический дисплей, разработанный аризонскими специалистами, имеет вид пленки толщиной менее миллиметра и площадью около 10 квадратных сантиметров. Трехмерное голографическое изображение может быть построено на таком экране менее чем за 3 минуты.

Проанализировав развитие технологий, связанных с голографическим телевидением, можно спрогнозировать его скорого появления в нашей жизни.

По прогнозам ученных к 2020 году технология голографического телевидения будет доступна почти каждому. Можно выделить основные аспекты будущего телевидения:

1. Совершенствование телевизионной техники позволит повысить скорость передачи и качество трёхмерности голографических изображений.

2. Развитие лазерной техники обеспечит создание сверхширокополосных оптических линий связи, а также соответствующих систем модуляции и сканирования световых пучков. Использование лазерного луча является единственным путем передачи колоссального объема информации, заключенной в голограмме.

3. Разработка динамических приёмников изображения и более быстродействующих экранов с повышенной разрешающей способностью. Сегодня особо перспективными кажутся фотохромные материалы и термопластики. У первых разрешение находится на молекулярном уровне, но пока мала чувствительность. Вторые отличаются быстродействием - уже сейчас изготовление голограммы занимает несколько секунд, и это время может быть снижено до долей секунды.

Выделим основные перспективы развития технологии

Типичные для этого периода голографические дисплеи стоят больших денег, большинство из них на данный момент рассматривается как предмет роскоши. Тем не менее, конкуренция между главными производителями в скором времени отметится снижением затрат на производство, что делает данный товар доступным для большинства людей. Дальнейшее усовершенствование технологии также приводит к созданию более крупных и чётких дисплеев. Эти экраны можно как закрепить на стене (при этом лазерное изображение отображается на ее фоне), так и поместить на стол в горизонтальном положении, расположив остальные компоненты устройства под столом.

В течение ближайших десятилетий совершенствование данной технологии позволит делать целые комнаты, «меблированные» голограммами.

Микросхему можно будет использовать в производстве широкого спектра устройств.

Использование технология во всех сферах жизни, начиная от видео-игр и заканчивая высокоточной роботизированной медтехникой, которая применяется для проведения сложных операций.

Список литературы
  1. Holographic TV could be here by 2020 - [Электронный ресурс],
  2. URL: http/www.dvice.com
  3. Gurevich, S., Konstantinov V.,Chernykch D.: Interference- holography studies in space. Proc. SPIE, 1183(1989), 479-485
  4. Gurevich, S., Konstantinov, V., Relin, V., Babenko, V.: Optimization of the wavefront recording and reconstructing in real-time holographic interferometry. Proc. of SPIE, 3238(1997), 16-19
  5. Bat’kovich, V., Budenkova, O., Konstantinov, V., Sadov, O., Smirnova, E.: Determination of the temperature distribution in liquids and solids using holographic interferometry, Tech. Phys., 44(1999)6, 704-708.

Понятен всеобщий интерес к возможности осуществления объемного голографического телевидения. Такое телевидение максимально приблизит искусство и технику телевизионного

воспроизведения к реальным условиям и позволит создать почти стопроцентный эффект присутствия.

Хотя первое объемное телевизионное изображение, полученное на ином принципе, было продемонстрировано Шмаковым 17 лет назад , дальнейшие перспективы трехмерного телевидения связываются именно с голографией. Разработка таких систем интенсивно обсуждается и, по-видимому, прогрессирует. Так, есть сообщения, что уже в 1967 г. будет показан макет коммерческой голографической системы, передающей трехмерные изображения и требующей полосу не более .

Впервые идея голографического телевидения была, по-видимому, высказана Роджерсом в его патенте от 1958 г. - еще до изобретения лазера. Наиболее подробное обсуждение требований к голографической системе трехмерного телевидения приведено в работе . Показано, что такая система потребует полосу около 10" гц (при разрешении телеэкрана 700 линия! что на четыре порядка превышает полосу современного телеканала. Поэтому передача трехмерных изображений по обычному телеканалу возможна в настоящее время лишь для простых объектов или в режиме медленного сканирования.

Если изготовить крупноструктурные голограммы, выбирая малый угол между предметными опорным пучками, то их можно будет сразу же передавать по телевидению. Первую успешную телетрансляцию таких голограмм уже удалось провести. Однако этот метод пригоден лишь для малых двумерных предметов типа транспаранта. По сравнению с обычной телетрансляцией он имеет лишь те преимущества, что информация об изображении передается в закодированном виде и что такая передача отличается высокой помехоустойчивостью. Даже потеряв до 90% информации (например, 9 из 10 мин связь не работала из-за помех), можно восстановить различные контуры всего исходного изображения.

Другой возможный путь - телевидение в СВЧ-диапазоне . В качестве СВЧ-голограммы можно использовать многоэлементные антенные решетки. Количество информации, содержащейся в голограмме, которая получена в миллиметровом диапазоне, не слишком велико может быть передано обычными средствами. Наблюдение на приемном конце телеканала предполагается осуществить путем облучения лазером уменьшенной голограммы. Однако такие голограммы очень малы и не дают заметного параллакса. Если склеить набор таких голограмм, предмет

будет виден таким, как будто его наблюдают через множество маленьких отверстий в экране.

Дальнейшее наступление на голографическое телевидение, очевидно, пойдет с нескольких сторон. Во-первых, совершенствование телевизионной техники позволит повысить скорость передачи и качество трехмерности голографических изображений. Далее, развитие лазерной техники обеспечит создание сверхширокоиолосных оптических линий связи, а также соответствующих систем модуляции и сканирования световых пучков. По-видимому, использование лазерного луча является единственным путем передачи колоссального объема информации, заключенной в голограмме.

Третье направление связано с разработкой динамических приемников изображения и более быстродействующих экранов с повышенной разрешающей способностью. Сегодня особенно нерсиективными кажутся фотохромные материалы и термопластики. У первых разрешение находится на молекулярном уровне, но нока мала чувствительность. Вторые отличаются быстродействием - уже сейчас изготовление голограммы занимает несколько секунд, и это время может быть снижено до долей секунды.

Кроме того, голографическое телевидение должно изыскать средства экономии полосы пропускания. Например, можно без значительного ущерба уменьшить иоле зрения в вертикальном направлении. Необходимо, кроме того, воспользоваться и тем, что последовательные изображения лишь слегка отличаются друг от друга. Создавая у края голограммы расходящийся опорный луч, можно значительно укрупнить наименьший элемент голограммы. Возможны также затемнение несущественных деталей изображения и другие оптические трюки. Наконец, не вся записанная на голограмме информация требуется для восстановления изображения, и нужно научиться управлять этим свойством избыточности.

Знакомое всем нам телевидение сможет выжить, только если совершит очередную этическую или техническую революцию, уверен телепродюсер Юрий Гусаков

Сейчас многие утверждают, что интернет и новые медиа убивают телевидение. Ты согласен с этим?

Конечно. Телевидение стремительно умирает.

Когда это произойдет у нас? Через 5, 10, 15 лет?

На самом деле пассивное смотрение телевизора полностью не исчезнет. Некоторое количество каналов, видимо те, что входят в федеральные мультиплексы и распространяются на всю страну, вплоть до самой глухой деревушки, будут существовать еще долго. Однако факт в том, что аудитория традиционного ТВ стареет и сокращается. Самая активная и платежеспособная аудитория уже отказалась от просмотра эфира и полностью ушла в интернет. Сегодня создать прибыльный телеканал в принципе невозможно, любое телевидение убыточно. И это навсегда. Лайф уже закрылся, достоверно знаю, что еще несколько каналов готовятся уйти из эфира. Те, кто не закрывается сейчас, барахтаются лишь потому, что у них слишком большие долги - они живут сегодняшним днем без всякой надежды. И нет никакой бизнес-схемы, которая позволила бы им переломить сложившуюся ситуацию.

Неужели нельзя придумать что-нибудь революционное и прорывное?

Можно было бы попытаться выйти из этой ситуации за счёт креатива. Создать что-то сверхъестественно новое и прекрасное, что все начнут смотреть. Но ничего нового нет: все основные варианты сюжетов создал ещё Софокл две с половиной тысячи лет назад.

Последние десятилетия телевидение держалось за счёт того, что постепенно отменяло табу – общественные запреты, которые сдерживали психическую энергию зрителей. Вначале случилась сексуальная революция и телевидение стало эксплуатировать и последовательно раскрепощать сексуальность.

Сегодня создать прибыльный телеканал в принципе невозможно, любое телевидение убыточно. И это навсегда

Параллельно высвобождалась тема насилия. Каждый следующий фильм, каждое новое ТВ-шоу демонстрировали всё большую жестокость. Но и эта карта уже разыграна: экранное насилие в любой форме стало обыденным и привычным.

Последняя значительная вещь, которая случилась в телевидении и вообще в энтертейменте: застекольные шоу. Когда зрителям разрешили подглядывать за героями в замочную скважину – делать то, что до этого веками делать считалось аморально и стыдно. Это освободило такую колоссальную энергию! Европа сходила с ума от шоу «За стеклом», как и мы в России, когда его воспроизвели на ТВ-6. Этот всплеск породил целую линейку форматов реалити-шоу - но и в них теперь наблюдается затяжной застой.

Чтобы ещё раз проехаться на психических ресурсах зрителя, нужно отменить какой-нибудь очередной запрет. Но какой?

Последняя значительная вещь, которая случилась в телевидении и вообще в энтертейменте: застекольные шоу

Судя по западным сериалам, сейчас активно начинают эксплуатироваться нетрадиционные формы секса, но, боюсь они перестали работать еще до того, как их разрешили. Поэтому логичней было бы сразу перейти к симбиозу инцеста с каннибализмом - отмена настолько сильных табу могла бы стать «next big thing» телевидения. С другой стороны, такие форматы утекут в массы через новые медиа и телеканалам опять ничего не достанется…

«Игра престолов», если присмотреться, во многом замешана на каннибализме с инцестом. Там все пытаются друг друга сожрать и при этом испытывают друг к другу болезненные влечения.

Думаю, ты прав. Но, похоже к полной отмене настолько серьёзных запретов мы пока не готовы. И ничего принципиально нового на телевидении не произойдёт.

И никакой «бог из машины» не спасёт ТВ-форматы?

Правильно. В телевидении есть две компоненты: креативная и машинная, технологическая. Креативную мы только что обсудили. Теперь давай перейдем к технологии.

Важна же не только история, которую тебе рассказывают через экран, но и степень твоей вовлеченности в эту историю. А вовлеченность связана исключительно с технологичностью. С тем, насколько изображение, которое ты видишь, выглядит настоящим, то есть приближено к реальной физиологии зрения.

От обычного телевизора добиться большей вовлечённости зрителя можно только увеличивая объём захвата поля зрения

Сначала всё телевидение помещалось в квадратный черно-белый экранчик, потом – в квадратный и цветной. Но поле нашего зрения ориентировано горизонтально и пропорцию экрана изменили на 16:9. Следом за этим появился экран HD: 1920 на 1080 световых точек — пикселей.

Если зритель смотрит HD на расстоянии трёх высот экрана телевизора, то перестаёт различать отдельные пиксели. Он воспринимает изображение как цельное. Однако транслируемая картинка будет занимать всего лишь 10-15 градусов поля зрения. Всё остальное - шум, который мешает воспринимать телеисторию.

Как от обычного телевизора добиться большей вовлечённости зрителя? Только увеличивая объём захвата поля зрения. Так появились телевизоры 4К: 3840 на 2160 световых точек. 4К позволяет быть ещё ближе к телевизору и не различать отдельные пиксели. А это значит, что экраны можно смело делать в четыре раза больше, по сравнению с HD-моделями, и вовлечь в просмотр еще большую часть поля зрения.

После цифровых телевизоров с разрешением 8К во всем мире начнётся переход на голографическое телевидение

Телевизоры 4К уже продаются, следующее поколение будет 8К — размер телевизора увеличится еще в 4 раза и вовлечет в просмотр 100 градусов — практически всё эффективное поле зрения человека. Это даже больше чем в кинотеатре IMAX. При такой вовлеченности смотреть «Фактор страха» или «Форт Баярд» - совсем другой опыт.

В этой новой ТВ-реальности у России есть шанс отхватить себе часть рынка?

В России только в 2021 году цифровое эфирное вещание перейдёт на HD-качество. В 2018 мы, наконец, отключим аналоговое вещание в России. Так что эта война нами уже проиграна. Мы останемся на европейском стандарте цифрового эфирного телевидения еще лет на 15-20. И в этот период ничего сделать не сможем. Когда состоится переход с 4К на 8К, мы будем либо покупать эти технологии и ими пользоваться, или просто завидовать.

Но есть хорошая новость: на 8К простое увеличение разрешения экрана заканчивается — достигнут физиологический предел. Поэтому после цифровых телевизоров с разрешением 8К во всем мире начнётся переход на голографическое телевидение. И это – главная надежда для всех: для России, для кинематографа, для большого телевидения… Потому что голографическое телевидение - это многоракурсное, объемное, сверхчёткое изображение. Виртуальная реальность в полном смысле этого слова. Иной уровень вовлеченности.

Что значит «многоракурсное»?

Многоракурсное - это если вы на экране видите человека в фас, вы можете сделать шаг в сторону и увидеть его в профиль. Без специальных очков или шлема. Это не 3D, которое обманывает мозг, а та реальная пространственная картина, которая существовала во время съемки. И мы сможем её видеть, практически неотличимой от реальности.

Когда нас ждёт такой цифровой переворот?

После 2025 года.

По крайней мере, японцы в своих дорожных картах развития ТВ-индустрии записали 2025 год. Китайцы - 2030.

Уже понятно, как работает голографическое телевидение?

Настоящий момент, в который мы общаемся, уникальный: во-первых, сегодня уже стало очевидно, что переход на голографическое телевидение неизбежен. Во-вторых, понятен срок, когда оно начнёт выходить из лабораторий – 2025-2030 годы. Третье: каким оно будет, сегодня однозначно ни кто сказать не может. Но подходы видны, через 5 лет разработчики определят основной вектор. Так что у всех стран с хайтек-амбициями есть 5 лет на подготовку к разделу голографического пирога.

России это даёт уникальный шанс: мы можем перепрыгнуть через поколение цифрового ТВ и сразу включиться в разработку ТВ голографического, добиться за 5 лет успехов и стать совладельцами нового телевизионного стандарта, на котором будут работать все экраны и камеры в мире.

Эти стандарты, они же всегда имеют конкретного создателя и кому-то даже идут отчисления за их использование вещателями и производителями оборудования?

Да. В 60-х годах мир отказался от чёрно-белого телевидения и перешёл на эфирное аналоговое цветное вещание. Американцы разработали формат NTSC, Западная Европа - PAL. Францию тогда возглавлял генерал де Голль, у него были сложные отношения с НАТО и остальной Европой. Зато он съездил в Россию, где Хрущёв показал ему Байконур с 10-мегатонной ракетой. Де Голль решил, что надо дружить с русскими. И французы вместе с советскими специалистами разработали стандарт цветного телевидения SECAM, на котором мы работали с конца 60-х до самого последнего времени. Разумеется СССР никому не платил лицензионных отчислений за обладание этим стандартом. Что происходит сейчас?

Телевизионный стандарт это важный элемент цифрового суверенитета страны. Поэтому Россия должна сегодня заняться новым голографическим стандартом

Настала новая эра цифрового вещания. У американцев свой стандарт – ATSC, у европейцев – DVB. У русских нет ничего, мы сидим на DVB. У остальных стран тоже нет ничего: они – кто на ATSC, кто на DVB. Есть свой стандарт у японцев. А китайцы — молодцы. Они создали собственный стандарт цифрового эфирного телевидения - DTMB. Эти стандарты эволюционируют и развиваются, но по сути в глобальном раскладе уже ничего не может поменяться. Россия будет зависеть от европейцев.

Телевизионный стандарт это важный элемент цифрового суверенитета страны. Поэтому Россия должна сегодня заняться новым голографическим стандартом.

Может быть лучше вложиться сразу в создание первого в мире голографического телевизора, как первой ракеты?

Мы, русские, голографический экран, конечно, не сделаем. За телевизор взялась крупнейшая японская телерадиовещательная корпорация NHK. И они в этом вопросе уже продвинулись. Японское правительство финансирует этот проект, полученные технологии будут распределены между японскими корпорациями.

Однако, русские исторически сильны в математике, именно на этом можно сыграть.

Голографическая картинка – это огромный объем информации. Сейчас мы показываем зрителю лишь один ракурс предмета, а в голограмме будем показать ему сотни ракурсов.

Мы, русские, голографический экран, конечно, не сделаем, но вполне можем создать кодеки — программы для сжатия голографической картинки

Напрямую такой колоссальный объём данных никто транслировать не может. Требуются новые кодеки – алгоритмы сжатия, передачи и распаковки голографического сигнала. И вот тут есть отличные перспективы.

Например, есть томская компания Elecard, которая на мировом рынке кодеков представляет собой примерно то же, что Касперский на рынке антивирусов. Томские ученые традиционно очень сильны в алгоритмах сжатия информации. Прекрасные специалисты есть в МГУ им. Ломоносова. Это только то, что лежит на поверхности, математический ресурс очень велик.

Кодеки, передача информации — ключевой вопрос. Как японцы сделают голографический экран не понимая, сколько данных они могут на него передать?

А Китай занимается голографическим ТВ?

Да. Там за тему отвечает NERC-DTV - National Engineering and Research Center of Digital TV, то есть главный НИИ по цифровому ТВ и тому, что будет с ним дальше.

Более того, у китайцев есть большое желание работать с нами по этой теме.

В 2014 году Путин был в Китае и подписал с Си Цзиньпином всеобъемлющее соглашение о новом этапе партнерства и стратегического взаимодействия, которое предусматривает сотрудничество в области микроэлектроники и т.п. В рамках этого соглашения NERC-DTV взаимодействует с аналогичной российской организацией, которая называется МНИТИ - Московский Научно-Исследовательский Телевизионный институт. Тот самый, который когда-то участвовал в разработке стандарта SECAM. Тема голографии активно обсуждается.

Россия имеет реальный шанс перепрыгнуть через поколение цифрового ТВ и стать совладельцем будущего глобального стандарта голографического телевидения

Сейчас на базе Научно-технического совета МНИТИ по цифровому телевидению создана секция голографического телевидения. В эту секцию входят российские научные организации, технологические компании и отдельные специалисты, которые понимают, как это все делать. Важно теперь, чтобы эта инициатива начала правильно развиваться и получила поддержку государства.

Компетенции и понимание проблемы у нас есть, окно возможностей открыто, Россия имеет реальный шанс перепрыгнуть через поколение цифрового ТВ, включиться в разработку, и стать совладельцем будущего глобального стандарта голографического телевидения.

Давайте не будем разрешать телевидению каннибализм и вместо этого вовлечем зрителя в просмотр прекрасным голографическим изображением.

Юрий Гусаков

Телережиссер, специалист по 3D видео и голограммам.

Заместитель руководителя секции VR и голографического ТВ Научно-технического совета по цифровому телевидению при Московском Научно-исследовательском Телевизионном Институте.

Работает на центральном телевидении с 1998 года. Режиссер программ и документальных фильмов на телеканалах Культура и Первом. Создатель и главный режиссер первого профессионального интернет-телевидения RUSSIA.RU .

Единственный человек в стране, снявший рекламу российских боевых танков в формате 3D. Первым в России осуществил прямую многокамерную видео трансляцию в формате 3D без очков (as3D). Первым в мире создал голографические эффекты на сцене Евровидения.